| |
Создание атомных
подводных лодок проектов 671, 671 РТ, 671 РТМ
Р.А. Шмаков (СПБМ "Малахит")
5
ноября 1967 г. после подписания правительственной комиссией приемного акта
головная атомная подводная лодке (АПЛ) пр.671 (К-38) вошла в строй.
В
приемном акте о ней было сказано: «Это наиболее скоростная подводная лодка ВМФ
СССР, она имеет высокие маневренные качества, большую глубину погружения, может
использоваться в любых регионах Мирового океана, в том числе подо льдами
Северного Арктического бассейна, и является эффективным средством защиты нашего
побережья». Затем была построена целая серия кораблей этого типа. Всего по
проекту 671 и его модификациям пр.671РТ и 671РТМ, разработанным СПМБМ «Малахит»,
было построено 48 атомных подводных лодок.
Разработке пр.671 в СКБ-143 (с 1974г - СПМБМ «Малахит») предшествовало создание
целого ряда проектов АПЛ: пр.627 (первая атомная подводная лодка, получившая
наименование «Ленинский комсомол»); пр.645 (с жидкометаллическим теплоносителем
в 1 контуре); пр.П627А (с. крылатой ракетой большой дальности); пр.639 (с тремя
баллистическими ракетами). Не все из этих проектов были претворены в жизнь, но в
работе над ними сложился коллектив единомышленников, была создана специфическая
школа проектирования.
В 1958 г. СКБ-143 вместе с ЦКБ-18 и ЦКБ-112 участвовало в конкурсе, объявленном
Госкомитетом по судостроению, по четырем новым проектам АПЛ - 667,669,670 и 671.
По результатам конкурса СКБ-143 было присуждено 1 место, и оно выиграло его по
всем направлениям. Все проекты получили высокую оценку и соответствующую
денежную премию. В работах над проектами участвовала большая группа молодых
специалистов. Особенно хотелось бы отметить А.Б. Петрова (пр.670), Л.А.
Самаркина (пр. 671), В.И. Туренко (пр.669) и конечно 39-летнего Г. Н. Чернышева
(пр.667).
По
всем этим проектам бюро выступило с единой позицией:
- одна линия вала:
- архитектура АПЛ подчинена подводному плаванию:
- условия надводной непотопляемости не должны нормироваться;
- число реакторов определятся требуемой мощностью:
- силовая сеть выполнена на трехфазном переменном токе.
В
декабре 1958 г. вышло постановление правительства, утвердившее план
проектирования и строительства АПЛ на 1959-1965 гг. (семилетний план). В нем
были определены условия проектирования и строительства атомных подводных лодок
различного назначения с учетом плана опытно-конструкторских работ (OКР) в
обеспечение повышения тактико-технических элементов (ТТЭ) кораблей, разработки
вооружения новых видов, совершенствования корабельной архитектуры, обитаемости,
скрытности корабля, включая создание малошумных механизмов, оборудования и
повышения их надежности.
Постановлением было предписано создание средней подводной лодки противолодочной
обороны с торпедным вооружением и развитой гидроакустической системой (пр.671).
Проектирование этой лодки поручалось СКБ-143, а строительство — Адмиралтейскому
заводу в Ленинграде. Были установлены сжатые сроки проектирования:
- тактико-техническое задание (ТТЗ) — IV квартал 1959 г.;
- эскизный проект — 1 квартал 1960 г.;
- технический проект — IV квартал 1960 г.
В
основу АПЛ пр.671 легла конкурсная проработка 1958 г., выполненная группой
конструкторов, возглавляемой Л.А. Самаркиным — выпускником ЛКИ 1955 г.
Естественно, что доверить проектирование подводной лодки молодому специалисту Л.
А. Самаркину Госкомитет не решился, и по рекомендации руководства бюро главным
конструктором АПЛ пр.671 был назначен Г.Н. Чернышев — выпускник Николаевского
кораблестроительного института 1943 г., ранее работавший над созданием АПЛ
пр.617 с единым двигателем и над АПЛ пр.627 и 639. Л.А. Самаркин стал его первым
заместителем, в группе работали А.И. Колосов, В.Д. Левашов, А.В. Королев и др.
Главным наблюдающим назначили инженер-капитана II ранга В.И. Новикова. В этом
проекте нашли воплощение новые идеи молодых, специалистов, не отягощенных
грузом, прошлого.
Г.Н.Чернышев - главный конструктор АПЛ пр.671,
671 РТ и 671 РТМ
АПЛ
пр.671 должна была решать боевые задачи на всех театрах военных действий и в
первую очередь в Северном Ледовитом океане. При проектировании разработчики
столкнулись с серьезными трудностями, связанными с ограничением по
водоизмещению, поскольку АПЛ надо было строить на Адмиралтейском заводе, а затем
переводить на Север в транспортном доке по узкому Беломорско-Балтийскому каналу.
Было проработано около 20 вариантов корабля, в которых менялись состав
оборудования и его компоновка, тип атомных энергетических установок (АЭУ),
количество гребных винтов, род тока и особенно условия надводной непотопляемости
(в ТТЗ сразу было оговорено два варианта выбора запаса плавучести — с
минимальных 16% и с обеспечивающим надводную непотопляемость). В ходе этих
проработок были сформулированы основные принципы проектирования АПЛ: одновальная
АЭУ, обеспечивающая высокий КПД гребного винта и его минимальную шумность; форма
корпуса в виде тела вращения с главными размерениями, близкими к оптимальным по
условиям подводного плавания; увеличенный диаметр прочного корпуса и размещение
в одном отсеке паротурбинной установки (ПТУ) с автономными турбогенераторами (АТГ):
совмещение двух традиционных отсеков (торпедного и жилого) в одном с размещением
в нем торпедного и гидроакустического вооружения.
На начальной стадии проектирования ключевым моментом являлся выбор мощности
атомной паропроизводящей установки (АППУ), которая должна была обеспечить
превосходство в скорости над АПЛ вероятного противника. Требовалось получить
скорость не ниже 30 узлов, хотя сразу было понятно, что сохранить водоизмещение
3000 тонн как у АПЛ пр.627 при этом не удастся.
Главный конструктор и специалисты бюро остановились на двухреакторной установке
АППУ типа ВМ-4 в комплектации: один реактор с четырьмя парогенераторами (главный
конструктор реактора И.И.Африкантов, ОКБМ). Большой диаметр прочного корпуса
позволил удачно разместить два реактора с поперечным расположением.
Проектантом главного турбозубчотого агрегата (ГТЗА) было определено CKБ
Кировского завода (главный конструктор М.А. Казак}, проектантом АТГ — СКБ
Калужского турбинного завода (главный конструктор В. И. Кирюхин). За основу
приняли компоновку, выполненную в конкурсном, проекте 1958г. Эта проработка
показала в дальнейшем свою долговечность (в том числе и при переходе на блочную
агрегатированную установку).
Управление АЭУ осуществлялось двумя операторами с центрального пульта установки,
расположенного в специальной выгородке турбинного отсека. Очень удачной
оказалась компоновка двух АТГ переменного тока со сбросом пара в секции главного
конденсатора.
Работы по созданию АЭУ для АПЛ пр.671 с системами управления в бюро возглавил П.
Д. Дегтярев, главный конструктор по энергетике. Много внимания было уделено
выбору резервных средств движения. Предпочтение отдали установке с двумя
вспомогательными двухлопастными гребными винтами и валопроводами, проходящими
через горизонтальные стабилизаторы. Проробатывались варианты использования в
качестве вспомогательных средств крыльчатых и водометных движителей. Однако
сложность конструкции, большая шумность и более низкий КПД не позволили в то
время применить эту идею на практике. Форма кормовой оконечности, в том виде как
она в дальнейшем была реализована, — это большая заслуга коллектива
конструкторов-корпусников и механиков. Особенно необходимо подчеркнуть вклад
начальника сектора динамики Л. В. Калачевой.
На АПЛ пр.671 впервые был принят в качестве основного трехфазный переменный ток
напряжением 380В, частотой 50 Гц, имеющий ряд преимуществ перед постоянным
током. Основными источниками электроэнергии в электроэнэргитической системе (ЭЭС)
являлись два генератора напряжением 400В типа ТМВ-2-2 мощностью по 2000КВт,
дизель-генератор МСК 103-4 мощностью 200 КВт и две группы аккумуляторных батарей
типа 426-11. Преобразование переменного тока в постоянный осуществлялось двумя
обратимыми преобразователями типа ПР-501 (завода «Электросила») мощностью по 500
кВт каждый. Работа источников электроэнергии и ГЭД контролировалась
централизованно с пультов ЭЭС при помощи системы управления «Байкал».
Активное участие на всех этапах проектирования и приемки агрегатов на АПЛ
принимали специалисты бюро под руководством главного конструктора по
электрооборудованию В.П.Горячева.
В эскизном, проекте предусматривалась максимальная автоматизация процессов
управления техническими средствами и вооружением подводной лодки, в том числе:
-
Централизованная система управления, регулирования и защиты АЭУ, АППУ;
- Комплексная система управления пространственным, маневрированием, подводной
лодки («Шпат»), которая обеспечивала автоматическую стабилизацию курса корабля,
глубины погружения АПЛ на ходу и без хода, возможность дистанционного управления
курсом и глубиной погружения;
- Система автоматического управления средствами борьбы с аварийными дифферентами
и провалами по глубине («Турмалин»);
- Система централизованного автоматизированного управления общекорабельными
системами (ОКС) и отдельными механизмами.
Впервые была создана не имеющая аналогов система централизованного управления
большим числом механизмов устройств, арматуры (около 220) и источников
информации (более 500), расположенных по всему кораблю. Конструкторы бюро
разработали алгоритмы управления, определили номенклатуру источников информации
и дистанционно-управляемого оборудования предложили компоновку панелей пультов
управления, выработали предложения по использованию элементной базы, рассмотрели
отдельные схемные узлы на полупроводниковых приборах и магнитных усилителях.
На начальной стадии разработка системы управления ОКС велась на конкурсной
основе совместно с ЦНИИ-45 (начальник отдела В.Г.Павлов) и ОКБ-781 (главный
инженер Ю.С.Путято, начальник отдела Л.М.Фишман). В АПЛ пр.671 был реализован
вариант системы управления ОКС (шифр «ВольФрам») разработанный ОКБ-781.
Наиболее сложной задачей было размещение в носовой оконечности корабля мощного
гидроакустического комплекса в сочетании с носовыми торпедными аппаратами (ТА).
По ТТЗ предусматривалось размещение на АПЛ гидроакустического комплекса (ГАК)
«Керчь» разработки НИИ-3 (ныне ЦНИИ «Морфизприбор»). Однако главный конструктор
принял решение об установке на АПЛ нового ГАК «Рубин» (главные конструкторы
Н.Н.Свиридов, потом В.И.Аладышкин), созданный для АПЛ пр.661, который по
тактико-техническим данным превосходил «Керчь». Необходимо было разместить в
носовой оконечности ГАК массой 20 т и объемом в 68—70 м3. Это была трудная
задача. Из нескольких вариантов в результате был выбран оптимальный.
Трудности встретились и при размещении в носовой оконечности ТА. Было предложено
несколько вариантов с бортовым размещением ТА (под углом к прочному корпусу), но
это приводило к снижению скорости АПЛ при использовании оружия. В итоге был
принят классический вариант размещения ТА в носовой оконечности с врезкой в
переборку специального люка для погрузки торпед. Такая схема в отечественном
подводном, кораблестроении использовалась впервые. В дальнейшем ее повторили на
АПЛ пр.671РТ, 671РТМ и 971, и до сих пор она остается наиболее рациональной.
Одной из сложных была задача создания новой системы стрельбы торпедами.
Увеличение глубины стрельбы в 2.5 раза потребовало от проектантов стендовой и
натурной отработки. С этой задачей успешно справились специалисты
Конструкторского бюро по проектированию аппаратов (КБА) в ЦКБ-18 под
руководством главного конструктора И. М. Иоффе (а затем Л. А. Подвязникова).
Впервые на отечественной АПЛ установили специальную систему управления
подготовкой к выстрелу «Кипарис» (ведущий конструктор ЦКБ-18 А.3.Матвеев).
Специалисты ЦКБ «Полюс» (главный конструктор А.И.Буртов), спроектировали и
установили новую систему управления стрельбой ПУТС «Ладога».
Внешний вид, продольный разрез
и план верхней палубы АПЛ пр.671 ("Ёрш")
Основные ТТХ
АПЛ пр. 671 ("Ёрш")
Водоизмещение |
3500 м3 |
Длина |
93 м |
Ширина |
10.6 м |
Ширина по стабилизаторам |
16.5 м |
Осадка |
7.2 м |
Запас плавучести от нормального водоизмещения |
34% |
Поперечная метацентрическая высота: надводная |
0.30 м |
Поперечная метацентрическая высота: подводная |
0.25 м |
Скорость надводная под ГТЗА |
10 узл. |
Скорость подводная под ГТЗА |
30-31 узл. |
Скорость подводная под ГЭД |
не менее 5 узл. |
Автономность |
50 сут. |
Экипаж |
68 чел. |
Вооружение ТА |
6х533 мм |
Боезопас |
18 торпед |
Позднее на АПЛ пр.671 был
внедрен ракетный комплекс «Вьюга» с аппаратурой предстартовой подготовки АПГИ и
системой ввода данных «Нева» (главный конструктор ракетного комплекса Л. В.
Люльев, ОКБ-8; главный конструктор системы «Нева» Э. В. Кубланов, ЦКБ «Полюс»).
Внедрение на АПЛ системы воздуха высокого давления (ВВД) с компрессорами ЭК-ЗОА
позволило увеличить живучесть корабля.
В проекте вновь вернулись к установке кингстонов в цистерне главного балласта (ЦГБ).
Насколько это было правильное решение, показало время. (А ведь это было в 60-х
годах, и еще не было трагедий с АПЛ К-8 (пр.627А) и К-278 («Комсомолец»,
пр.685), одной из причин которых было отсутствие кингстонов в ЦГБ). Систему
кингстонов разработали заново и по другой схеме. В проекте значительно сократили
объем ручных операций за счет дистанционного централизованного управления
основными механизмами и арматурой. Потребовалось освоение новых водоотливных и
осушительных насосов. Впервые были применены трубопроводы из титановых сплавов.
По сравнению с АПЛ первого поколения существенно изменилась система гидравлики.
С целью улучшения очистки воздуха на АПЛ была установлена целая гамма новых
фильтров.
Большое внимание уделялось обеспечению радиационной безопасности. По инициативе
конструкторов бюро на АПЛ впервые была внедрена система электрохимической
регенерации воздуха (ЭХРВ), за что ее разработчики были удостоены Ленинской
премии. Впоследствии ее применяли на АПЛ других бюро (пр.670, пр.667 и др.).
Глубина погружения АПЛ определялась по ТТЗ в 400 м (на АПЛ пр.627 — 300 м). Для
корпуса была выбрана сталь марки АК-29, разработанная ЦНИИ-48, ныне ЦНИИ КМ
«Прометей» (директор — академик И. В. Горынин). Ее отработка началась еще для
АПЛ пр.639 с изготовления опытного отсека 4ДМ. Параллельно исследовалась
возможность изготовления корпуса из высокопрочных титановых сплавов (пр.661),
однако, учитывая отсутствие в то время опыта их внедрения, предпочтение отдали
стали АК-29.
Прочный корпус состоял из цилиндрических участков и усеченных конусов кругового
сечения. Шпангоуты, кроме кормовой оконечности, располагались снаружи. Обшивка
легкого корпуса имела продольную систему набора. Плоские переборки прочного
корпуса расчитывались на давление 10 кгс/см. Ограждение рубки и надстройка были
выполнены из сплава АМг-61 . Печальный опыт использования алюминиевого сплава на
АПЛ пр.629 в данном случае не подтвердился. Материал выдержал испытание временем
благодаря эффективной протекторной защите и
окраске. Большая заслуга в создании корпусных конструкций принадлежит главному
инженеру Б.К. Разлетову и главным конструкторам по корпусу В.Г. Тихомирову и
В.В. Крылову.
Эскизный проект АПЛ был завершен, как и предусматривалось постановлением
правительства, в 1 кв. 1960 г. При шести носовых ТА калибра 533 мм, общем
количестве торпед 18 ед., глубине погружения 400 м, мощности ГТЗА 31000 л.с.,
двух АТГ мощностью по 2000 кВт, двух ГЭД мощностью по 350 л. с. водоизмещение
АПЛ составило 3300м3. В заключении Госкомитета по судостроению (ГКС) отмечалась
глубина проработки проекта, выполненного на высоком техническом уровне.
Совместным решением Военно-Морского Флота (ВМФ) и ГКС от 29 июля 1960 г.
эскизный проект противолодочной АПЛ пр.671 был утвержден.
Погружение АПЛ
пр.671
На лодку устанавливались:
ГАК «Рубин»;
Пост управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Ладога-2»;
Навигационный комплекс «Сигма»;
Система управления АПЛ по курсу и глубине «Шпат-671 »;
Система управления одержанием АПЛ в аварийном режиме «Турмалин-671»;
Система централизованного управления ОКС, включая управление системой погружения
и всплытия, ВВД, водоотлива, вентиляции, кондиционирования, гидравлики и
другими, «Вольфрам-671»;
Система управления устройством быстрого заряжания торпед и подготовкой ТА
«Кипарис»;
Система ЭХРВ и др.
Архитектура АПЛ и принципы ее компоновки, принятые в эскизном проекте,
сохранились и на стадии технического проекта. На этом этапе большое внимание
было уделено уменьшению подводного шума корабля и помех работе собственного ГАК,
так как от этих характеристик во многом зависит успешность действий
противолодочной АПЛ. К сожалению, проработка «плавающих корпусов» в районе
наиболее шумящих механизмов оказалась неприемлемой из-за увеличения
водоизмещения. В техническом проекте оно составило 3570м3.
Технический проект был закончен в декабре 1960 г., утвержден решением ВМФ и ГКС
4 марта 1961г. и одобрен постановлением правительства. В сентябре утвердили и
основные ТТЭ подводной лодки этого проекта.
В июле 1961 г. по рабочим чертежам бюро на Адмиралтейском заводе были
изготовлены деревянные натурные макеты всех семи отсеков АПЛ. Отсеки
использовались для уточнения условий расположения оборудования, прокладки трасс
трубопроводов и электрокабеля при выпуске рабочих чертежей. (Необходимо
отметить, что из 480 технических условий на поставку оборудования 60 не были
утверждены к этому периоду, в том числе такие механизмы, как ГТЗА, АТГ,
холодильные машины, преобразователи и др.). Большую роль в создании макетов, а в
дальнейшем и расположении оборудования в отсеках АПЛ, сыграли хозяева помещений
Н.В.Данилин, А.А.Богданова, К.П.Лагошный, А.Ф.Дмитриев, В.П.Пашкевич,
А.Т.Алексеев, Т.Н.Кузнецов.
В начале строительства подводной лодки группа конструкторов бюро на заводе
насчитывала 15—20 чел. (начальник группы оперативно-технической помощи А.И.
Рыжов), к концу монтажных работ и началу швартовных испытаний в 1965—1966 г. на
заводе ежедневно находилось от 80 до 100 наиболее квалифицированных
конструкторов.
Наряду с Г.Н. Чернышевым, его заместителями Л.А.Самаркиным и А.И. Колосовым,
руководителем группы технической помощи А.И.Рыжовым, главным инженером Б.К.
Разлетовым, большой вклад в строительство первой АЛЛ пр.671 (зав.№600) внесли
П.Д.Дегтярев, А.Н.Губанов, М.В.Сидоренко, А.К.Крыжановский, С.В.Болдаков,
В.А.Шавкунов, Д.К.Врачев, В.П.Пашкевич, И.С.Сорокин, К.А.Никитина, А.П.Алексеев,
Ю.И.Фарафонтов, А.А.Тюриков и многие другие.
В июле 1966 г. начались швартовные испытания. Они продолжались длительное время
из-за ряда аварийных ситуаций, в том числе опрессовки парогненераторов и заброса
сорбентов фильтров в конденсатно-питательную систему. Только в июле 1967 г. АПЛ
после завершения швартовных испытаний в специальном транспортное доке была
переведена на сдаточную базу в Северодвинск. В последних числах августа она
вышла на заводские испытания, продолжавшиеся 16 суток. Государственные испытания
длились 25 ходовых суток.
На основании совместного решения ВМФ и Министерства судостроительной
промышленности (МСП) глубоководные испытания проводились на второй серийной АПЛ
(зав. №602). От бюро в испытаниях участвовали Г.Н.Чернышев и В.Г.Тихомиров.
Перед испытаниями на АПЛ были установлены спасательные камеры и буй-вьюшка со
шлангами для подачи ВВД в подводную лодку.
(В установке контейнера и буй-вьюшки участвовал Е.К.Кондратенко). Глубоководные
испытания показали, что прочный корпус и все системы надежно обеспечивают
плавание АПЛ на предельной глубине 400 м.
Необходимо отметить огромную роль в создании АПЛ пр.671 директоров
Адмиралтейского завода Б.Е.Клопотова, позднее В.Н.Дубровского, главных инженеров
Н.И.Пирогова, позднее И.С.Белоусова и Н.М.Лужина, главных строителей
К.Ф.Терлецкого — старейшего кораблестроителя отечественных подводных лодок, И.Л.
Каменецкого, О.С.Покровского, старших строителей по отдельным специализациям и
ответственных сдатчиков И.В.Котенева, М.И.Островского, Б.А.Немченка,
Г.М.Баранова, А.М.Шарапо, И.В.Ускова, Ю.Ф.Соколова. Работы велись под неусыпным
вниманием представителей военной приемки под руководством капитана 1 ранга
Г.Л.Небесова. Большая роль в создании подводной лодки принадлежит главному
конструктору завода А.А.Гайсенку, его заместителю М.К.Глозману, конструкторам
Ю.А.Шалаеву, 3.М.Бобровской, В.И.Шишигину, технологу В.И.Водянову и многим
другим.
Весомый вклад в строительство АПЛ принадлежит электромонтажному предприятию
«ЭРА» (начальник М.С.Сизов, начальник участка С.Л.Глайхенгауз).
В 1968 г. были сданы еще две серийные АПЛ, а в 1974 г. построена последняя
пятнадцатая АПЛ пр.671 (зав. №615).
В период серийной постройки продолжались работы по совершенствованию ТТЭ,
повышению надежности оборудования, устранению недостатков, выявленных в процессе
постройки и эксплуатации.
За это время было принято около 110 решений, позволивших заменить устаревшее
оборудование. Особенно интенсивно шла работа по снижению шумности кораблей. На
последних АПЛ шумность снизилась в 1,5—3 раза, а уровни помех гидроакустического
комплекса - в 1,5 раза по сравнению с первым кораблем. (Справедливости ради надо
признать, что и сниженные уровни шумности и помех оказались недостаточными в
связи с быстрым развитием средств поиска и обнаружения АПЛ). Значительно
усиливалось вооружение. На корабли устанавливались новые противолодочные
комплексы с ракетоторпедами «Вьюга» и телеуправляемой торпедой «Дельфин». На АПЛ
зав. №605 впервые был установлен новый ракетный комплекс.
За создание серии АПЛ Указом Президиума Верховного Совета СССР главному
конструктору Г.Н. Чернышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда;
заместитель главного конструктора Л.А.Самаркин, начальники отделов бюро
А.Н.Губанов и М.В.Сидоренко, главный наблюдающий от ВМФ инженер-капитан 1 ранга
В.И.Новиков, директор завода ЛАО В.Н.Дубровский и директор ЦНИИ «Аврора»
В.Н.Шаменков были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.
Большая группа создателей корабля (в том числе 40 сотрудников СКВ-143)были
награждены орденами и медалями. За большие заслуги в освоении новой сложнейшей
техники командир АПЛ К-38 пр.671 Е.Д. Чернов впоследствии был удостоен звания
Героя Советского Союза.
С целью совершенствования АПЛ пр. 671, усиления ее боевой эффективности бюро в
инициативном порядке выполнило в 1962 г. проработку лодки с двумя и четырьмя ТА
калибра 650 мм. По ее результатам было признано целесообразным разработать
технический проект АПЛ пр. 671 с четырьмя ТА калибра 533 мм и двумя калибра 650
мм, присвоив ему шифр 671 РТ (РТ-ракетоторпеды). Торпедные аппараты (ТА) калибра
650 мм предполагалось использовать под создаваемые в то время торпеды и
ракетоторпеды с увеличенной дальностью стрельбы.
Внешний вид, продольный разрез и план верхней
палубы АПЛ пр.671 РТ ("Сёмга")
Основные ТТХ АПЛ пр. 671 РТ ("Сёмга")
Водоизмещение: надводное |
4245 м3 |
Водоизмещение: подводное |
5670 м3 |
Длина |
102 м |
Ширина |
10.6 м |
Ширина по стабилизаторам |
16.5 м |
Осадка |
6.5 м |
Глубина погружения |
400 м |
Скорость надводная |
10 уз |
Скорость подводная |
около 30 уз |
Автономность |
60 сут. |
Экипаж |
98 |
Вооружение ТА |
4х533 мм, 2х650 мм |
Боезопас (торпед+ракетоторпед) |
24 |
Кроме того, после аварии на одной из АЛЛ, предполагалось установить на АПЛ
пр.671 РТ дизель-генератор увеличенной мощности. Продолжались работы по снижению
шумности отечественных подводных лодок, которые в то время существенно уступали
в этом отношении АПЛ стран НАТО, особенно США. Эти проработки в группе главного
конструктора (ГГК) возглавил заместитель главного конструктора В.Д.Левашов. В
дальнейшем в ГГК появился еще один заместитель главного конструктора —
А.В.Кутейников.
Работа велась под непосредственным руководством Г.Н.Чернышева. От ВМФ главным
наблюдающим был назначен В.А.Отсон, а наблюдение за рабочим проектированием от
Министерства обороны возглавлял капитан 1 ранга В.Н.Воронов, а с 1971 г. капитан
2 ранга А.Г.Варышев.
Технический проект был завершен в 1964 г. Водоизмещение корабля возросло на
350м3, длина—на 4,8м, максимальная подводная скорость уменьшилась на
один узел. Все остальные характеристики АПЛ, включая и скрытность, остались
почти без изменений. Правда, в связи с увеличением размеров отсека из-за большой
длины торпед и ракетоторпед калибра 650 мм в целях обеспечения надводной
непотопляемости пришлось установить герметичную горизонтальную платформу, разбив
первый отсек на два.
Поскольку основным источником шума является ГТЗА, по предложению конструктора
Н.П.Быкова ГТЗА и АТГ установили на раму блока ПТУ, который, в свою очередь,
раскрепили на промежуточной раме. Получилась так называемая двухкаскадная
амортизация, которая значительно уменьшила шумность корабля. Турбинный отсек в
дальнейшем пришлось увеличить на одну шпацию из-за затесненности в связи с
введенным новшеством.
В августе 1965 г. вышло совместное решение по корректировке технического
проекта, который был завершен в апреле 1966 г. В связи со сложностями
транспортировки корабля по Беломорско-Балтийскому каналу потребовалась
переработка всего спускового устройства транспортного дока. В 1966 г. бюро
совместно с заводом выполнило большое количество проработок, направленных
на снижение транспортной и спусковой массы АПЛ.
Внедрение нового оружия и других мероприятий, связанных со снижением шумности
корабля, привело к увеличению водоизмещения на 750 м3 по сравнению с АПЛ пр.671.
Увеличение объема прочного корпуса было достигнуто за счет увеличения его
диаметра в районе центрального поста и 1 отсека, а также удлинения АПЛ на 8,8 м,
позволившего разместить дополнительный боезапас. На этой АПЛ впервые установили
выпускное буксируемое антенное устройство «Параван», что дало возможность
принимать радиопередачи в СДВ-диапазоне в подводном положении. ГАК «Рубин»
заменили более совершенным ГАК «Рубикон». В связи с изменением количества
отсеков пришлось перекомпоновать оборудование в I, II, IV и V отсеках. Личный
состав АПЛ увеличился до 98 чел.
Основные ТТЭ были утверждены
постановлением правительства в апреле 1968 г. Строительство предусматривалось на
двух заводах — Адмиралтейском и «Красное Сормово». В конце 1967 г. бюро
приступило к разработке рабочих чертежей.
Для обеспечения строительства трех АПЛ (зав.№621, 625 и 627) с Адмиралтейским
заводом была согласована новая разбивка корпуса на секции и блоки и
соответственно переделаны рабочие чертежи. Группу техпомощи от бюро возглавил
Б.В.Пейбо, а проект координировали заместители главного конструктора
Л.И.Кузнецов и В.А.Шавкунов. Головную АПЛ пр.671 РТ заложили 28 сентября 1974 г.
и уже 26 августа 1975 г. спустили на воду. К началу ноября 1975 г. подводная
лодка была доставлена на сдаточную базу Северодвинска, где прошла заводские
ходовые и государственные испытания. 31 декабря 1975 г. председатель
государственной комиссии Н.С. Борисеев и его заместитель — командир подводной
лодки К-495 капитан 2 ранга А.В. Горбунов — подписали акт о приемке головной
(для Адмиралтейского завода) АПЛ пр. 671РТ — и лодка вошла в состав ВМФ.
Ответственным сдатчиком корабля был бывший сотрудник бюро Б.А.Башарин. Серийные
подводные лодки пр.671РТ (зав. № 625 и 627) вошли в состав ВМФ в 1976 г. и 1978
г. соответственно.
Головная АПЛ К-387, построенная на заводе «Красное Сормово» (директор М.А.Юрьев,
главный инженер Б.В.Забегалов), вошла в строй раньше — приемный акт был подписан
30 декабря 1972 г. (командир корабля капитан 1 ранга Ю.А.Печенкин).
Основным преимуществом подводных лодок пр.671РТ перед АПЛ пр.671, кроме
дополнительного торпедного и ракетоторпедного оружия калибра 533 и 650 мм,
следует признать уменьшение шумности АПЛ практически во всем диапазоне частот.
За создание малошумной многоцелевой АПЛ пр.671 РТ большая группа сотрудников
бюро, Адмиралтейского завода (с 1972 г. ЛАО) и контрагентов была награждена
орденами и медалями, Государственной премии удостоены главный конструктор Г.Н.
Чернышев, его заместитель В.Д. Левашов и главный конструктор по вооружению Л.А.
Подвязников.
Бурное развитие науки, техники и промышленности создали предпосылки для более
радикального совершенствования многоцелевых подводных лодок. Резко ужесточились
требования к шумности АПЛ, появились более совершенные виды оружия
(противолодочные ракетоторпеды, мины, а позже стратегические ракеты, стартующие
из ТА). Быстро менялась элементная база и сами электронные комплексы вооружения
(штурманское, гидроакустическое) и боевая информационно-управляющая система,
радиосвязь. В связи с этим бюро во главе с его начальником — главным
конструктором Г.Н. Чернышевым была создана еще одна модификация АПЛ с новейшим
радиоэлектронным вооружением, получившая индекс 671РТМ.
Внешний вид,
продольный разрез и план ВП АПЛ пр.671 РТМ ("Щука")
Основные ТТХ
АПЛ пр. 671 РТМ ("Щука")
Водоизмещение надводное |
4750 м3 |
Длина |
107.1 м |
Ширина |
10.6 м |
Осадка |
7.5 м |
Экипаж |
94 чел |
Вооружение ТА |
2х650мм, 4х533мм |
Титановый обтекатель заменили неметаллическим. Эта работа проводилась с участием
ЦНИИ «Океанприбор» (Е.Л.Шендеров), ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова (Б.П.Григорьев,
М.К.Лерри и Н.А.Писковитина), ЦНИИТС (Н.Г. Сударева). В ЦНИИ «Океанприбор»
(директор и главный конструктор В.В. Громковский, главный инженер Д.Д.Миронов)
был создан акустический комплекс «СКАТ-КС». После тщательных проработок бюро
было принято решение установить на подводную лодку БИУС «Омнибус», созданную НПО
«Агат» (директор А.А.Мошков, главный инженер Я.А.Хетагуров, главный конструктор
А.И.Троян). Устаревший навигационный комплекс «Сигма» заменили новейшим
комплексом «Медведица» (НПО «Азимут», директор и главный конструктор
В.Г.Пешехонов).
В июле 1974 г. совместным решением МСП и ВМФ технический проект был утвержден.
Сразу было оговорено, что сдача головной АПЛ пр.671РТМ (зав. №636) будет
производиться без комплексов «СКАТ-КС», БИУС «Омнибус-РТМ» и «Медведица-РТМ».
Это решение оказалось совершенно правильным, так как впоследствии эти комплексы
дорабатывались в течение трех лет после сдачи головного корабля.
Большой вклад в установку комплексов «СКАТ-КС», «Омнибус» и «Медведица»,
комплексов радиосвязи «Молния-Л» и «Цунами-БМ» внесли сотрудники бюро под
руководством главных конструкторов по электрооборудованию В.П.Горячева и
впоследствии С.П.Каткова.
Размещение на АПЛ пр. 671 РТМ перспективных радиэлектронных средств значительно
улучшило характеристики многоцелевых АПЛ II поколения и по технической
оснащенности приблизило их к АПЛ III поколения. Отработка уникальных комплексов
«Омнибус», «Скат» и «Медведица» обеспечила впоследствии установку их на
подводные лодки III поколения (АПЛ пр. 945, 949 и 941).
Автономность АПЛ увеличилась до 80 суток, а водоизмещение (по сравнению с АПЛ
пр. 671 РТ)- на 400 м3 и составило 4750 м3, наибольшая длина достигла
107,1 м.
К разработке рабочих чертежей (а они создавались параллельно для двух заводов —
ЛАО и завода им.Ленинского комсомола) бюро приступило до окончания технического
проекта в соответствии с совместным решением МСП и ВМФ от 14 ноября 1973 г.
Головная АПЛ пр.671 РТМ была заложена на стапелях ЛАО 7 мая 1976 г., спущена на
воду 31 июня 1977 г., акт о приемке подводной лодки в состав ВМФ подписан 28
декабря 1977 г. Командиром АПЛ К-254 стал капитан 1 ранга С.И.Русаков.
Большое количество мероприятий было проведено на АПЛ пр. 671 РТМ для того, чтобы
шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых атомных
подводных лодок типа «Los Angeles». От лодки к лодке снижался этот показатель, и
только прекращение финансирования в период перестройки не позволило бюро до
конца решить эту задачу. Она была решена уже на АПЛ следующего поколения типа
«Барс» (пр.971).
АПЛ пр. 671 РТМ строились самой большой серией. На Адмиралтейском заводе
(директор В.Л.Александров) и заводе им. Ленинского комсомола (директор
Ю.3.Кучмин) было построено 26 подводных лодок (по 13 на каждом заводе) этого
проекта. Причина такого долголетия серии АПЛ пр.671 заключается в правильно
выбранной концепции, позволившей при большой мощности АЭУ, соблюдении строгих
архитектурных форм, продуманном размещении механизмов и оборудования обеспечить
кораблям хорошие маневренные и мореходные качества. За весь длинный цикл жизни
проект не утратил главных преимуществ перед подводными лодками вероятного
противника: в скорости, глубине погружения, современном торпедном и ракетном
оружии и, конечно, надежности.
Вот уже 30 лет служат эти подводные лодки отечеству, и за весь период
эксплуатации флот не потерял ни одного корабля этой серии. Сотни автономных
плаваний провели эти корабли на всех морских театрах от северных до южных широт.
Командование ВМФ и большинство личного состава высоко оценивают эти корабли.
Огромная заслуга в этом принадлежит генеральному конструктору Г.Н.Черышеву —
Герою Социалистического Труда, лауреату Государственных премий, заслуженному
конструктору Российской Федерации, доктору технических наук, почетному академику
Санкт-Петербургской инженерной академии (с 1984 г. после того, как Георгий
Николаевич сосредоточился на проектировании и строительстве АПЛ пр.971 , главным
конструктором серии подводных лодок пр.671, 671 РТ и 671 РТМ коллегией МСП был
назначен Р.А.Шмаков).
За создание этого проекта и его модернизацию многие сотрудники бюро, завода и
контрагентских организаций были награждены орденами и медалями.
Заместитель главного конструктора В.А. Собакин и строитель заказа В.С.Бешелев
стали лауреатами Государственной премии. Главный конструктор проекта Р.А.Шмаков,
главный инженер бюро В.А.Остапенко, главный конструктор по электрооборудованию
О.А.Зуев-Носов, заместитель главного конструктора О.А.Алешков, начальник отдела
вооружения В. Ф. Николаев, заместитель главного инженера завода В.И. Водянов и
главный строитель С.П.Зеленский получили премии правительства РФ в области науки
и техники.
Создание крупной серии атомных подводных лодок пр.671, 671 РТ и 671 РТМ является
большим научно-техническим достижением СПМБМ «Малахит», заводов строителей, а
также многочисленных контрагентов, внесших свой вклад в создание мощного
Военно-Морского Флота, достойного России.
Литература:
Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926-1996
Под ред. В. Л. Александрова, СПб.: Гангут, 1996.
Буров Б.Н. Отечественное военное кораблестроение.
СПб.: Судостроение, 1995.
Оружие России. Каталог. Т. 3. Корабли и вооружение ВМФ. М.: Военный парад,1996.
Самаркин Л.А. Многоцелевая ПЛА проекта 671
Морской сборник. 1995. №2.
"Судостроение" №1 2000 г.
|